Конструкторское бюро завода “ОЗРМ ” выполняет проектирование складов ГСМ (горюче-смазочных материалов) на основе технического задания (ТЗ), составляемого с учетом пожеланий заказчика и условий размещения склада хранения ГСМ.
Проект строительства склада ГСМ состоит из проектной документации (стадия ПД), рабочей документации (стадия РД) и специальных разделов согласно Постановления правительства №87.
Также в комплексе мы осуществляем:
- автоматизация склада ГСМ (АСУ ТП склада ГСМ);
- осуществление функций генпроектировщика;
- авторский надзор за процессом строительства складов смазочных материалов;
- различные инжиниринговые услуги.
Склад ГСМ – это комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема, хранения, технологической переработки, контроля качества топлива, масла и спецжидкостей, а также подачи их на заправку воздушных судов (вертолетов, самолетов), спецавтотранспорта и топливных установок и машин.
Для объектов хранения и перевалки нефтепродуктов можно сформулировать список выполняемых нами проектных работ:
- Проектирование складов ГСМ, нефтебаз (нефтехранилищ);
- Проектирование товарно-сырьевых парков промышленных предприятий (призаводских нефтебаз);
- Проектирование морских перевалочных нефтебаз, нефтяных терминалов;
- Разработка проектов расходных складов нефтепродуктов небольшой мощности;
- Проектирование нестандартных баз хранения ГСМ, например с подземными резервуарами (для гражданских и военных стратегических объектов и северных территорий);
- Разработка документации на замену и модернизацию технологического оборудования действующих нефтебаз;
- Разработка проектной документации на реконструкцию и расширение резервуарных парков действующих нефтебаз;
- Приведение систем пожарной и промышленной безопасности нефтебаз к современным стандартам и требованиям НТД;
- Проектирование отдельных систем и объектов: сливо-наливных эстакад, резервуарных парков, систем противопожарной защиты, систем автоматики и автоматизации;
- Восстановление утраченной проектной документации на старые нефтебазы;
Классификация складов ГСМ
Условно все склады можно разделить на две группы.
К первой группе относятся склады ГСМ, являющиеся самостоятельными предприятиями, а также товарно-транспортные и сырьевые цеха нефтяных промыслов, нефтеперерабатывающих заводов и магистральных трубопроводов, располагающих мощным резервуарным парком (более 2000 м3).
Ко второй группе относятся склады ГСМ, входящие в состав предприятий и имеющие общий объем резервуарного парка для хранения легкоиспаряющихся нефтепродуктов не превышающий 2000 м3. Такая классификация использовалась согласно нормам, действовавшим в 1970г.
Согласно современных норм, склады ГСМ подразделяются:
- По общей вместимости и максимальному объему одного резервуара – на категории, в соответствии со СНиП 2.11.03-93;
- По функциональному назначению – на перевалочные, перевалочно-распределительные и распределительные;
- По транспортным связям поступления и отгрузки нефтепродуктов – на железнодорожные, водные (морские, речные), трубопроводные, автомобильные, а также смешанные водно-железнодорожные, трубопроводно-железнодорожные и т.п.);
- По номенклатуре хранимых нефтепродуктов – на склады ГСМ для легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов, а также склады ГСМ общего хранения;
- По годовому грузообороту – на пять классов в соответствии с таблицей ВНТП 5-95.
Общая характеристика складов ГСМ:
- По значимости, проводимые на складах ГСМ операции, делятся на основные и вспомогательные.
К основным операциям относятся такие как:
- Прием нефтепродуктов, доставляемых на склад ГСМ в железнодорожных вагонах, нефтеналивных судах, по магистральным нефтепроводам, автомобильным и воздушным транспортом и в мелкой таре (контейнерах, бочках);
- Хранение нефтепродуктов в резервуарах и в тарных хранилищах;
- Отгрузка нефтепродуктов и нефтей по железной дороге, автомобильным, водным и трубопроводным транспортом;
- Компаундирование (от англ. Compound – составной, смешанный, смешение) нефтепродуктов.
К вспомогательным операциям склада ГСМ относятся:
- Очистка и обезвоживание нефтепродуктов;
- Строительство складов ГСМ;
- Ремонт технологического оборудования, зданий и сооружений;
- Эксплуатация энергетических установок и транспортных средств.
Объемы основных и вспомогательных операций зависят от категории склада ГСМ и программы их производственной деятельности.
В целях организации четкого и бесперебойного проведения всех операций, а также из соображений противопожарной безопасности все объекты склада ГСМ распределены по зонам.
Зона железнодорожных операций включает сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов и нефтей. В этой зоне размещаются: железнодорожные подъездные пути, сливо-наливные эстакады, насосные для перекачки нефтепродуктов, операторная для обслуживающего персонала эстакады.
Водные нефтегрузовые операции включают сооружения для погрузки и разгрузки нефтепродуктов, перевозимых водным транспортом. В этой зоне размещаются: морские и речные грузовые пристани (пирсы и причалы), насосные, береговые резервуарные парки, технологические трубопроводы, операторные.
Хранения представлено следующими объектами: резервуарными парками, технологическими трубопроводами, насосными, операторными.
Оперативная зона, в которой производится отпуск нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры и бочки, имеет: автоэстакады для налива нефтепродуктов в автоцистерны, разливочные для налива нефтепродуктов в бочки, склады для затаренных нефтепродуктов, лаборатория для анализа качества нефтепродуктов, тарные склады и пр.
Вспомогательные сооружения, предназначенные для обслуживания склада ГСМ, включает: механическую мастерскую, котельную, электростанцию или трансформаторную подстанцию, цех по производству и ремонту нефтяной тары, водопроводные и сантехнические сооружения, материальный склад, топливный склад для нужд склада ГСМ, объекты противопожарной службы.
Административно-хозяйственная зона, в которую могут входить: контора склада ГСМ, пожарное депо, здание охраны склада ГСМ, гараж.
Очистные сооружения, может включать: нефтеловушку для отделения нефтепродуктов от воды, насосную при нефтеловушке, блочные очистные сооружения.
___________________________________
Справочная информация.
Расчет общей емкости расходного склада горюче-смазочных материалов (ГСМ). Склад ГСМ – это комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема, хранения, технологической переработки, контроля качества топлива, масла и спецжидкостей, а также подачи их на заправку ВС, спецавтотранспорта и топливных установок и машин.
Емкость резервуаров склада ГСМ определяют по формуле:
ЕГСМ – емкость склада;
QС – среднесуточный расход топлива (м3/сут.);
К – нормативный суточный запас емкости топлива равный для аэропортов I, II классов – 7-12;
0,95 – коэффициент использования емкости.
ni – количество вылетов в сутки;
Vсрi –объем заправки топливом i-го типа ВС;
m – количество типов ВС.
Кч – коэффициент часовой неравномерности( в данном случае 2);
Тип самолета
Ил-96 Ту-204 Ил-86 Ил-62 Ту-154 Як-42
Объем заправки топливом, м3 60 32 114 105 47 23
ni-количество вылетов в сутки 6 6 12 6 36 18
Qc=60*6+6*32+12*114+6*105+36*47+18*23= 4656м3/сут.
Eгсм= (4656*10)/0,95= 49011 м3
Определив общую емкость резервуаров, необходимо установить емкости и количество резервуаров на расходном складе ГСМ.
Размеры и число резервуаров устанавливается при соблюдении следующих требований:
– однотипность;
– максимальный объем;
– не менее 2-х резервуаров, при наличии ЦЗС не менее 3-х резервуаров.
Металлические, цилиндрической формы вертикальные
резервуары имеют емкость: 700, 1000
, 2000
, 3000
, 5000
м3.
Резервуары для данного типа аэропорта имеют емкость 5000м3 ,
n= 49011/5000
=10 резервуаров
Расход авиамасел составляет 5% от расхода авиатоплива.
Склады ГСМ должны находиться вне полосы воздушных подходов, с подветренной стороны, в пониженных местах или на обратном склоне местности. Его следует размещать у подъездного железнодорожного пути на удалении от зданий СТТ и сооружений: перроны, МС, АТБ, грузовой склад- 100 м,
ИВПП, аэровокзал- 200 м.